Теперь, когда все подготовлено, остается собрать мотор. Ничего сложного в этом нет. Есть 1 момент: обтяжку шатунных крышек и бугелей коренных опор коленвала лучше выполнить в несколько приемов. Сначала надо обтянуть болты бугелей коренных опор. Финальное усилие 105Нм. Обтяните болты согласно схеме сначала 30Нм, потом 65Нм, лиш потом 105Нм. Для чего: при обтяжке 1 болта бугель становится наперекос. Качественной обтяжки может не получиться, болт к тому же будет вращаться с изгибом и может потянуться. Таким же образом поступите и с гайками шатунных крышек. Затяните их сначала с усилием 30Нм, потом 60Нм, лиш после этого аккуратно доведите усилие затяжки до 65Нм. Это недалеко от предела текучести болтов.
Закончив с установкой поршневой группы, можно установить поддон. Он в оригинале клеится на герметик. используйте качественный серый герметик.
Осталось всего ничего - полдвигателя собрать.
На данном этапе надо подготовить материалы для установки ГБЦ в сборе. Нужна новая прокладка и желательно новые болты. Если болты ГБЦ вытянуты более, чем на 0,5мм, не используйте их. Проблемы будут по-любому. Они не дадут рассчетного усилия прижима ГБЦ к блоку, из-за чего возможна негерметичность системы охлаждения.
Болты лучше использовать оригинал, но в качестве альтернативы пойдут Ajusa 81008200.
ГБЦ устанавливается только в сборе с выхлопным коллектором и турбиной. Почему? Конструктивно доступ к мотору со стороны моторного шита, когда он (мотор) установлен на машину, невозможен. Невозможен и доступ к 2 гайкам, удерживающим турбину на коллекторе со стороны моторного щита. Чтобы появился доступ к болтам выхлопного коллектора, надо демонтировать кронштейн масляного фильтра, а чтобы его потом установить при установленной ГБЦ понадобится извлечь правый привод с подвесным подшипником.
Исходя из всего этого, проще смонтировать выхлопной коллектор перед установкой ГБЦ. Для облегчения переноса и установки ГБЦ, не устанавливайте распредвал и толкатели клапанов. Если вотоотвод был снят, установите его после окончания работ по монтажу ГБЦ.
Особое внимание уделите масляной трубке турбины, согните ее так, чтобы она при установке ГБЦ попала куда надо, иначе потом вы ее не никак не исправите. Она очень жесткая. Кронштейн этой трубки, который крепит ее к блоку спилите. В данном случае он доставит больше проблем, чем пользы. Еще момент: если при демонтаже ГБЦ лопнул партубок обратки масла от турбины, закажите новый. Никакие альтернативные решения вас не спасут. К примеру, пока я ждал заказанный патрубок, поставил патрубок печки от ВАЗа. Он отходил 2 месяца и покрылся паутиной трещин. Я уверен, еще недели 3-4 и он бы лопнул. Давления там нет, но масло вытекало бы из двигателя и где-нибудь случился бы не очень приятный сюрприз.
Теперь, когда все готово, сдуйте грязь, мусор с привалочных поверхностей, положите прокладку и аккуратно установите ГБЦ на направляющие блока. Опуская ГБЦ смотрите, куда идет трубка подачи масла в турбину. Не торопитесь. Установив ГБЦ, смажьте болты моторным маслом. Особо смочить маслом надо головки болтов с шайбами и резьбы.
Теперь, наживите 2 болта между 2 и 3 цилиндрами от руки и аккуратно покачивая гбц, убедитесь, что она сидит на направляющих. После этого наживите от руки все болты. Внимание! Под понятием "наживить" подразумевается закрутка болтов руками, без использования воротка.
Дальше все просто: возьмите динамометрический ключ и затяните все болты согласно схеме до усилия 25Нм. Пройдите по ним еще раз, дотяните ослабшие болты. После этого затяните все болты по порядку, согласно схемы с усилием 44Нм. Пройдите по ним еще раз, подтяните ослабшие болты.
А вот теперь смертельный номер. Мануал рекомендует сделать 2 поворота болтов по 90 градусов. Я рекомендую, работая с неоригинальными деталями поступить иначе: сделать 4 доворота болтов ГБЦ по 45 градусов. Почему: во-первых, меньше напряжения при затяжке болтов, меньше коробление ГБЦ, во-вторых, если попадется негодный болт, он захрустит сразу и его можно будет в виде исключения на начальной стадии поменять. Исключение составляют случаи, когда болты начнут хрустеть при почти полном завершении затяжки. Это маловероятно, хотя мне 1 такой все же попался.
Чтобы не ошибиться в своих действиях, нанесите краской метку на головках болтов со стороны ремня грм. Так будет удобнее контролировать их фактический поворот.
Теперь согласно схеме поворачивайте болты на 45 градусов. При этом желательно замерять усилие.
После достижения угла 90 градусов усилие затяжки получается 60-65Нм. Оно будет разное, подтягивать ничего не надо. Эта цифра для контроля.
При достижении угла поворота болтов 180 радусов усилие может быть от 95 до 105Нм. Эти цифры опять же для контроля.
Установив ГБЦ, установите недостающие части.
Немного остановимся на трубке подающей масло в турбину. Прежде чем прикручивать ее к кронштейну масляного фильтра, убедитесь, что ее наконечник сам по себе прилегает к привалочной плоскости. Если да, попытайтесь ввернуть болт. Если он от руки не идет, оставьте затею помочь ключом или еще чем. Поломаете кронштейн. Возьмите подходящий стержень диаметром 10мм и длиной 100мм и аккуратно подгибая наконечник трубки, добейтесь, чтобы он плотно прилегал к привалочной плоскости. Возможно, придется подтянуть трубку вниз, чтобы болт наконец попал в резьбу. Ни в коем случае не спешите. Болт должен попасть в резьбу. Вот когда это условие будет выполняться, соберите этот узел, установите новые медные кольца. ВАЗовские подходят. Частенько их надо подшлифовать, чтобы получить нужную чистоту поверхности. Внутренний д=10мм. Усилие затяжки болта 12Нм.
На этом по мотору заканчиваем, тк дальше особых моментов нет, просто нужна аккуратность и внимательность.
В следующем эпизоде мы поговорим об электронном ТНВД 22100-6Е140, что это за зверь и как с ним бороться.
Продолжение следует.